Очереди на прохождение техосмотра: история возвращается?

Наступивший год грозит автомобилистам возвращением в не столь давние времена, когда пройти техосмотр было настоящей проблемой. Очередь в пункты государственного ТО приходилось занимать задолго до процедуры. Коммерциализация техосмотра в последние годы дала возможность водителям проходить необходимое освидетельствование автомобиля в любое время и без муторного стояния в очереди.

Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так и свободное проведение техосмотра, похоже, приходит к финалу. Некоторые регионы страны (Омская, Калужская, Кемеровская области, например) уже испытывают нехватку пунктов прохождения техосмотра. На начало года степень обеспеченности автовладельцев этой услугой составляла чуть более 90%.

 

Русский «авось» или бюрократические проволочки?

Ухудшение ситуации с прохождением технического осмотра вызвано тем, что потенциальные операторы не успели до 31 декабря прошлого года заявить о своем желании оказывать эту услугу в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Рынок рискует потерять более 800 операторов ТО.

При том, что оформление разрешения и прохождение переаттестации не требует от заявителей никаких особенных усилий и ее рассмотрение занимает не более 10 дней, многие действующие операторы не нашли времени подать в РСА соответствующий пакет документов.

Очереди на прохождение техосмотра: история возвращается?
Очереди на прохождение техосмотра: история возвращается?

Еще более тревожная ситуация складывается в тех регионах, где за весь 2013 год не появилось ни одного нового оператора техосмотра – Камчатка, Магаданская и Орловская области. Там работают только те пункты прохождения ТО, которые были зарегистрированы еще ведомством ГИБДД.

РСА готовится к работе в авральном режиме, если все-таки будут получать заявления на включение в реестр операторов. Дефицита пунктов прохождения техосмотра не будет только в Москве и С-Петербурге.

Реформа проведения техосмотров под угрозой срыва

После того, так процедура прохождения технического осмотра вышла из под зоны ответственности ГИБДД, появилось большое количество новых операторов ТО. Техосмотр стали проводиться оперативно, диагностические карты для получения страхового полиса выдавались в лучшем случае на основании визуального осмотра. Специальное оборудование для диагностики автомобилей многие новые операторы закупать не торопились, в отличие от тех пунктов ТО, которые начинали работать еще по лицензии ГИБДД.

Результат: «ветеранам» работать экономически невыгодно, новички выдают диагностические карты без осмотра, им важна только оплата процедуры. Идея победить коррупцию при прохождении техосмотра провалилась, да и техосмотр превратился в пустую формальность.

Что ожидает автовладельцев?

В Минэкономразвития готовится проект документа, который будет жестко регламентировать требования к операторам ТО. Возможно, принятие такого регламента поможет избавиться от «бумажных» операторов. Но тогда проблема прохождения техосмотра только усилится, поскольку количество пунктов ТО станет в разы меньше.